Как известно, с 1 сентября вступает в силу нашумевший закон «Об образовании». Согласно положениям этого закона с родителей смогут взимать 100% стоимости содержания ребенка в детском саду, тогда как раньше плата ограничивалась 20%, а для многодетных семей – всего 10%.
Сейчас тарифная комиссия рассчитывает: сколько стоит один час пребывания ребенка в дошкольном учреждении, умножает на количество часов в месяц и 20% от этой суммы являются оплатой с родительской стороны. Отмена ограничения может повлечь за собой неконтролируемое повышение платы, и если родителям придется платить многим больше 10 тысяч в месяц за муниципальный детсад, то большинству молодых семей это будет просто не
по карману. Первая мысль, которая приходит в голову по поводу этих поправок: государство
пытается таким образом исполнить обещания — сократить очереди в дошкольные учреждения, избавляясь от проблемы весьма странным путем.
Российские мамы написали коллективное письмо Президенту с просьбой блокировать эти
поправки. Логика простая — пусть останется все как есть, пусть будут очереди, но будет и какая-то надежда, что устроить ребенка в детский сад когда-нибудь удастся. Если закон начнет применяться – могут растаять последние надежды.
Попытки государства уменьшить социальные расходы, особенно в такой чувствительной сфере как детское дошкольное образование, могут привести к еще большему расслоению общества и укреплению социального неравенства. Не думаю, что авторы закона преследовали именно такую цель, но на лицо явное отсутствие обратной связи народных избранников, сочиняющих подобные законы со своими избирателями. В принимаемых законах все чаще прослеживаются интересы крупного бизнеса, естественных монополий и все реже законотворцев интересует мнение населения.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ последовательно выступала и выступает в законодательных органах власти различного уровня против экспериментов над наукой и образованием. Мы считаем, что новый закон об образовании принят, мягко говоря, не в интересах молодых семей, а в интересах чиновников. Чего стоит только одна возможность отказывать в предоставлении места в детском саду с формулировкой «свободных мест нет». Теперь с 1 сентября эта фраза узаконена и юридические основания для обжалования отказа в суде и прокуратуре практически отсутствуют.
Что мы предлагаем? Во-первых, уже несколько раз за последние годы нами вносился законопроект о выплатах семьям, чьи дети не попали в детский сад, компенсации в размере затрат, которые государство сегодня тратит на содержание ребенка получившего место в детском саду. Это, в зависимости от региона, восемь – двенадцать тысяч рублей. Так будет справедливо.
Мы считаем, что государство должно субсидировать содержание детей не только в муниципальных детских садах, но и в частных. В том же объеме. Это позволит не только быстро решить проблему нехватки мест в детских садах, но и стимулирует инвестиции в строительство новых частных детских дошкольных учреждений. К слову, выкуп уже построенных частниками детских садов в муниципальную собственность, как ни странно, обходится дешевле и проходит быстрее, чем строительство за счет бюджета.
Необходимо не на словах, а на деле стимулировать развитие семейных детских садов. Сегодня их единицы, а между тем стоимость содержания ребенка в таком дошкольном учреждении в разы меньше, чем в обычном муниципальном детском саду. Это выгодно.
Только эти три доступные меры позволили бы в кратчайшие сроки ликвидировать очередь и сделать дошкольное образование доступным, как это и положено по Конституции. Но эти проекты блокируются в пользу миллиардных мегапроектов строительства детских садов, вокруг которых то и дело разгораются коррупционные скандалы. Я думаю, пришло время выбирать между реальным решением проблемы и освоением миллиардов бюджетных рублей. Для меня выбор очевиден.
Андрей Карабедов