В последнее время в интернете и даже некоторых СМИ поднимается вопрос о необходимости принятия Бюджета — 2015 в том виде, в каком его приняла Городская Дума Новочеркасска 31 октября. Бюджет, как и в прошлые годы, получился дефицитным. По городу поползли слухи, что были значительно сокращены расходы на образованию, культуру и здравоохранение. В ходе принятия Бюджета между бОльшей частью депутатов и чиновниками администрации шли очень горячие дебаты, но Бюджет все-таки был принят. Почему?
Прежде всего, нужно отметить, что Новочеркасск принял главный финансовый документ на 2015 год одним из первых в области, за два месяца до конца года. Зачем это было сделано? Принятие Бюджета так рано позволит администрации уже сейчас готовить и проводить конкурсы на благоустройство и содержание городских территорий. В условиях нынешней забюрократизированности законодательства иметь перед новогодними праздниками чёткое понимание того, кто будет убирать снег с 1 января, к примеру, очень важно. Раннее принятие Бюджета на 2015 год позволяет также надеяться на бОльший объем финансирования из областного Бюджета и т. д.
Один из основных вопросов — с чем связано уменьшение расходов Бюджета? Нужно отметить две основные причины. Во-первых, это конечно же экономическая ситуация в стране. Несмотря на оптимизм нашего высшего руководства, трезвомыслящие люди понимают, что лучше экономике России за последний год не стало. Стало хуже и это факт. Каждый житель страны уже ощущает на себе последствия инфляции, падения цен на нефть, составляющую основу нашего экспорта и снижение реальных доходов. Те кто следил за принятием Федерального и Областных Бюджетов на 2015 года знают, что расходы на образование, культуру и здравоохранение в них также сокращены, как и вся расходная часть в целом. Бюджет Новочеркасска не может жить отдельной от всей страны жизнью. Если Бюджеты высшего уровня не планируют выделять деньги скажем, на капитальный ремонт какого-то медицинского учреждения или строительство физкультурно — оздоровительного комплекса в Новочеркасске, то и в местный Бюджет включить такие расходы соответственно нельзя. Он неизбежно сокращается. Нам это не нравится, но это реальный факт. Однако, несмотря на все сложности и вопреки активно распространяемой клевете, расходы на образование и здравоохранение немного вырастут, а расходы на культуру уменьшаются всего на 9 миллионов рублей в основном за счет отсутствие расходов капитального характера, финансируемых областным бюджетом.
Во-вторых, принятая 31 октября 2014 года версия местного Бюджета на 2015 год сверстана по так называемому консервативному сценарию. Если посмотреть на Бюджет прошлых лет, версия принятая в начале года всегда существенно отличается от версии работающей в течение года и в конце года. Для этого Городская Дума практически ежемесячно вносит в Бюджет поправки, корректирующие доходную и расходную часть в сторону повышения. Так будет и в 2015 году. По мере исполнения Бюджета и в соответствии с поступающим из Бюджета Ростовской области финансированием, будут расти доходы и расходы Бюджета Новочеркасска, как это происходило в прошлые годы. Проблемы в экономике, безусловно, окажут не самое лучшее влияние на этот процесс, но рост и доходной и, соответственно, расходной части мы несомненно увидим.
Серьезные дебаты вызвали заложенные в Бюджет так называемые внебюджетные доходы в сфере образования, здравоохранения и культуры. Именно из-за этого вопроса лично я и некоторые другие мои коллеги дважды воздерживались при голосовании во время обсуждения Бюджета на заседаниях постоянных комиссий. Я считаю заложенные в Бюджете доходы от внебюджетной деятельности завышенными и сомневаюсь, что они будут реально исполнены. Российское законодательство позволяет родителям, на которых прежде всего планируется зарабатывать эти деньги, отказаться от навязанных дополнительных платных услуг. Многие так и сделают. В результате, мы получим еще большее социальное расслоение общества уже на уровне детей. Чьи-то родители смогут оплачивать дополнительные услуги, а чьи-то просто не смогут это сделать. Справедливая Россия всегда выступала против коммерциализации образования и сейчас мы видим плоды реформ, против которых боролись в меньшинстве, к сожалению.
Тем не менее, беря на себя обязательства привлечь эти деньги, администрация города берет на себя и риски неисполнения доходной части Бюджета по этим разделам. Депутаты настойчиво обратили внимание чиновников на эти риски, но финансисты администрации уверены, что взяли на себя реальные обязательства. В последующие несколько месяцев мы будем тщательно наблюдать за их исполнением и вносить коррективы в случае необходимости. Также, депутаты должны, на мой взгляд, осуществлять контроль за сбором денег с родителей и в случае обнаружения фактов принудительных поборов обращаться в правоохранительные органы.
Отдельный важный вопрос — дефицит Бюджета. По известным всем, хоть немного понимающим процессы, происходящие сегодня в экономике причинам, Бюджет получился дефицитным. Если внимательно взглянуть на его расходную часть, то «отнять деньги» там уже не у кого. В Бюджете заложены минимально возможные расходы, позволяющие городу жить. Один из критиков Бюджета упомянул в этой связи расходы на создание в городе Контрольно — счётной палаты (КСП) и зарезервированные на эти цели семь с половиной миллионов рублей. Даже не беря во внимание, что эта сумма составляет меньше четверти процента расходной части Бюджета, создание КСП — обязанность города, закрепленная федеральным законодательством. Закон нужно выполнять. Других предложений по сокращению расходов от общественности не поступало.
Следовательно, не имея возможности сократить расходы Бюджета и консервативно (осторожно) прогнозируя доходы Бюджета, администрация пришла к дефициту в 163 с лишним миллиона рублей (около 5% Бюджета). К слову сказать, по уточненным данным, в 2014 году такой дефицит составил больше 170 миллионов. Бюджет должен быть сбалансирован. Для этих целей указываются возможные источники получения денег в том случае, если их не удастся привлечь из регионального Бюджета и путем получения дополнительных собственных доходов местного Бюджета. Таким источником традиционно указывается кредит, что не означает обязательное его получение в будущем. Это крайний вариант на неблагоприятный сценарий.
Подводя итоги, хотелось бы отметить несколько важных моментов.
Истерия, поднимаемая в прессе и интернете некоторыми неглупыми господами не имеет под собой никакой другой подоплеки кроме выборов в Городскую Думу, которые состоятся 13 сентября 2015 года. Это политический пиар, рассчитанный на людей, которым лень разобраться в вопросе. Чем ближе выборы, тем больше подобной критики будет в прессе. А летом 2015 года критикующие предложат свои кандидатуры в качестве спасителей человечества. К сожалению, такое происходит перед каждыми выборами.
Ни одного, я повторюсь, НИ ОДНОГО предложения по изменению в Бюджет — 2015 года от кого-либо из публично выступающих с критикой Бюджета деятелей во время обсуждения так и не поступило. Вся критика рассчитана на раскачку рейтинга, а не на реальную работу с документом. Особо цинично выглядит заимствование поднятых другими депутатами на заседаниях вопросов. Пока мы спорили и спорим с администрацией по поводу тех или иных статей Бюджета, находим аргументы, собираем подписи жителей, кто-то рядом просто записывает эти факты и выдает их уже от своего имени.
Со своей стороны, готов ответить на любые вопросы избирателей по процессу принятия Бюджета, по конкретным его статьям и по любым другим темам, касающимся депутатской деятельности. Жду писем на адрес: karabedov@inbox.ru или пр. Платовский, 59-б, Городская Дума, депутату Карабедову А.Г.
С уважением, депутат Андрей Карабедов