Андрей Карабедов: Мы выступаем против отмены выборов мэра

Глава восьмая Конституции РФ гарантирует гражданам страны право на местное самоуправление. Путём прямого волеизъявления должны избираться органы местного самоуправления, а статья 131 Конституции прямо указывает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В Новочеркасске такая структура закреплена в Уставе города.

Вместе с тем, 17 июля 2014 года Законодательным собранием Ростовской области был принят закон №200 — ЗС отменяющий выборы мэра на территории двенадцати городов области, включая Новочеркасск. Логика сторонников закона проста — необходимо укреплять вертикаль власти и исключить избрание на пост мэра случайного, либо неподготовленного человека.

В последнее время, к сожалению, большинство жителей, вероятно разочаровавшись в избирательной системе, игнорируют выборы. Нижний придел обязательной явки отменен и выборы считаются состоявшимися при любом количестве пришедших на них избирателей. Выбранный большинством пришедших, но меньшинством проживающих в муниципальном образовании жителей руководитель буквально с первых дней работы становится фигурантом сотен, а порой и тысяч обращений в приемные Губернатора, а порой и сразу Президента. Таких обращений год от года становится всё больше. Но есть ли рычаги воздействия у Губернатора и Президента? Есть, но это воздействие, как мы видели уже и на примере нашего города и видим на примере некоторых других городов, не самые оперативные.

Разумеется, исполнительная власть (в первую очередь областная) хотела бы действовать быстрее и эффективнее, ведь в конечном счете и перед жителями и перед Президентом за область отвечает Губернатор и ему необходимо работать с адекватными, опытными и исполнительными руководителями муниципалитетов. Наверное поэтому, Законодательное собрание Ростовской области и приняло решение воспользоваться изменениями в федеральном законодательстве и изменило систему выборов.

По мнению партии Справедливая Россия, это сырое и ошибочное решение. Мы считаем, что изменяя систему выборов и решая задачу с профессионализмом местных сити-менеджеров (а эта задача несомненно будет решена), мы потеряем баланс в системе местного самоуправления. В том виде, в котором закон принят сейчас, сити-менеджера фактически назначает Губернатор, но оформлено это так, как будто бы решение принимается Городской Думой. И, соответственно, в первую очередь акцент в работе местный руководитель и его команда будут делать на выстраивание правильных взаимоотношений с Губернатором. Мы считаем, что есть большая вероятность ослабления контакта сити-менеджера с местным населением по понятным причинам. Хотя эффективные рычаги воздействия на сити-менеджера со стороны Городской Думы остаются, но они как и раньше не очень оперативны.

Можно перечислять еще минусы такого порядка избрания, но их общий смысл сводится к тому, что население будет меньше участвовать в реализации своего права на местное самоуправление.

На наш взгляд, гораздо эффективнее было бы просто ввести дополнительные критерии, необходимые кандидатам при выдвижении на столь значимый пост. Это и уровень образования и опыт работы на руководящих должностях и т. д. Дать людям возможность напрямую выбрать своего профессионала из списка соответствующих этой должности людей.

Но закон принят в той редакции в которой мы его видим. И статья 4 этого закона безальтернативно предписывает муниципальным образованиям привести свои Уставы в соответствие с законом. У Городской Думы Новочеркасска есть один законный путь — выполнить требования этой статьи и изменить Устав города, вне зависимости от нашего согласия или нет с самой сутью принятого закона.

У нашего действующего Мэра полномочия истекают только в 2017 году и я надеюсь, что до этого времени на опыте других городов будут выявлены все плюсы и минусы нового порядка избрания. Я надеюсь, у депутатов Законодательного собрания хватит мудрости провести за это время работу над ошибками и так сбалансировать систему органов местного самоуправления, чтобы у жителей города сохранилось побольше рычагов оперативного и эффективного воздействия на главу исполнительного органа местного самоуправления. А у жителей, в свою очередь, появится понимание, что все изменения происходящие в законодательстве — это следствие их участия в выборах.